Вместо введения
А началось все с того, что вполне мирная беседа в одной из клубных конференций о методах реализации некоего графического эффекта обернулась жаркой дискуссией о рациональности применения техник трехмерного моделирования и использования продуктов такого творчества в WWW. Спор показал, что различных мнений на этой почве существует не меньше, чем предрассудков, ясно, однако, было одно: тема не должна остаться в тени. В любом случае, те, кто эту область для себя еще – несмотря на имеющийся интерес - не открыл, вполне имеют право такой шанс получить здесь.
На вопрос «зачем и кому нужен 3D for Web» мы предоставим ответить самому читателю, основываясь не только на где-либо увиденных примерах, но и на собственном воображении. Аргументация «против», как правило, заключается в таких вот тезисах (для успокоения начинающих и сомневающихся постараемся снабдить их смягчающими комментариями – по мере возможности, конечно):
Зачем утяжелять 3D-графикой страницы, создавая лишний траффик?
Трехмерная графика ручного изготовления в конечной своей ипостаси на странице ничем от прочей не отличается. То, насколько оптимально по качеству и размеру будут представлены изображения, полностью зависит от умения Веб-мастера.
Нет ни аппаратуры, ни ПО для трехмерной графики
На самом деле ничего особенного и не требуется. Существует множество бесплатных продуктов для любой платформы и практически любых аппаратных ресурсов. Однако здесь и далее внимание будет уделено одной конкретной программе.
Профессиональные 3D-пакеты сложны в освоении, в то время как простой софт не позволяет сделать многого, что хотелось бы реализовать.
Не стоит забывать, что отнюдь не в наших интересах давать исчерпывающие сведения по тому или иному пакету для построения виртуальных миров. Целью является скорее предоставление техник для изготовления несложных, но эффективно выглядящих элементов, вписывающихся в стиль сайта.
Как бы то ни было, трехмерная графика вполне достойна рассмотрения в качестве одного из равноправных инструментов Веб-дизайна.
Первая проблема, с которой нам предстоит столкнуться на пути – выбор соответствующего программного обеспечения. Как уже упоминалось, подходящих пакетов множество, остается найти оптимум, удовлетворяющий следующим критериям:
Вполне возможно, что среди критиков настоящего документа найдутся поклонники Alias/Wavefront, Strata или Softimage. Кто-то, к примеру, прекрасно владеет Povray или Bruce, и я буду искренне благодарен за любую поддержку с их стороны – у меня было много шансов убедиться в том, что возможности этих пакетов подчас позволяют решать маленькие проблемы с соразмеренно небольшими затратами. Однако в качестве инструмента для дальнейшего курса избран 3DStudio MAX, и этот выбор я сейчас попытаюсь оправдать.
Одним из главных преимуществ нашего избранника является возможность объектно-ориентированного моделирования, т.е. исходная геометрическая форма, равно как и последовательно применяемые к ней модификаторы, являются объектами, параметры которых могут в любой момент быть изменены. Это позволяет сделать процесс моделирования предельно структурированным, а заодно и избавляет от страха перед возможными ошибками.
Пристрастие к тому или иному типу графической оболочки – безусловно дело индивидуальное, но качество интерфейса 3DStudio MAX может быть относительно независимо оценено как удовлетворительное. Присутствует элемент эксплоративности, хотя «ткнуть и посмотреть, что получится» не всегда приводит к видимым результатам. Мне кажется, что авторы этого пакета нашли разумный баланс между пиктографической и текстовой формой представления активных и информационных элементов.
Благодаря уже упомянутой объектной ориентированности возможно практически безграничное модулярное расширение возможностей пакета, в результате чего каждый способен сам составить себе набор любимых инструментов или попробовать что-то новое, просто подключив допольнительный plugin (надо заметить, что базовой подборки, приходящей со стандартной инсталляцией пакета, на первых порах более чем достаточно).
Работать с 3Dstudio MAX вполне можно уже на P100 c 32MB RAM под Windows95/98 и WindowsNT4.0, в последнем случае можно рассчитывать на гораздо более стабильное функционирование. Особых по разумным меркам претензий к графическим возможностям не предъявляется, использование OpenGL-способной карты рекомендуемо. Пакет – в зависимости от инсталляции – занимает от 60 до 200 MB на жестком диске, стоит учитывать возможность дальнейшего «разбухания», связанного с добавлением подключаемых модулей. Особых проблем при инсталляции MAXа мне до настоящего момента не встречалось, стоит упомянуть лишь о необходимости установки Sentinel Hardlock Drivers для работы программы.