Эффективная работа в 3dsmax7.5

         

В физике принято характеризовать световое



ЗАМЕЧАНИЕ

В физике принято характеризовать световое излучение понятиями светового потока, силы света и освещенности. Световой поток задает энергию света, излученную за единицу времени, и измеряется в люменах. Световой поток, испускаемый в пределах заданной области пространства, называется силой света. Сила света позволяет сравнивать источники с различным пространственным распределением света и измеряется в канделах. Наконец, отношение светового потока к площади освещаемой поверхности называется освещенностью и измеряется в люксах. Помимо физической точности свойств моделируемого светового излучения, фотометрические осветители обладают и рядом других особенностей по сравнению со стандартными осветителями. Например, излучатели таких источников могут представлять собой не только точку, но и линию или плоскую площадку, что обеспечивает дополнительные возможности при настройке освещения. Как правило, фотометрические осветители применяют в специальных случаях, например, когда требуется точно спрогнозировать освещенность углов конкретного помещения светильником того или иного типа, подвешенным под потолком или установленным в углу комнаты. Причем если просто поместить один или два таких осветителя в сцену шах 7.5, света от них, как правило, будет явно не хватать. Реальные достоинства использования фотометрических осветителей проявляются только в случае привлечения алгоритмов расчета так называемой глобальной освещенности, с которой вы познакомитесь чуть позже в разделе «Глобальная освещенность: первое знакомство».
В число стандартных входят следующие восемь осветителей:
  • Всенаправленный (Omni) и все направленный площадной для mental ray (mr AreaOmni);
  • нацеленный и свободный направленные источники (Target Directional и Free Directional);
  • нацеленный и свободный прожекторы (Target Spot и Free Spot), а также площадной прожектор для mental ray (mr AreaSpot);
  • имитатор света неба (Skylight).


Всенаправленный осветитель — это источник света, который испускает световые лучи из одной точки равномерно во всех направлениях, подобно лампочке без абажура или солнцу по отношению к окружающим его планетам. Всенаправленный источник может отбрасывать тени и служить проектором изображений на поверхность объектов сцены, подобно обычному проектору слайдов.
Направленный источник испускает пучок параллельных лучей света, подобно Всенаправленному источнику на бесконечно большом удалении от него. Такой пучок может иметь круглое или квадратное сечение регулируемых размеров. Направленный источник света часто используется для имитации солнечного освещения при моделировании уличных сцен.
Прожектор отличается от направленного источника тем, что его лучи не параллельны, а расходятся коническим или пирамидальным пучком из единой точки, в которой располагается источник, подобно свету настоящих прожекторов, театральных софитов, автомобильных фар или карманных фонариков. Угол расхождения пучка лучей легко регулируется.
Направление лучей свободных источников света определяется ориентацией оси пучка, для изменения которой к источнику нужно применять преобразование поворота.
Нацеленные источники света отличаются от свободных наличием мишени {target) — объекта-пустышки, на который нацелена ось пучка лучей источника света. При перемещении мишени источник света автоматически меняет свою ориентацию, постоянно оставаясь нацеленным на нее. Это позволяет выполнять анимацию объектов, не выпуская их из освещенной зоны.
У площадных (Area) стандартных источников свет испускается совокупностью точечных осветителей, расположенных в пределах некоторой площадки. Такие осветители позволяют моделировать протяженные в двух измерениях светильники, наподобие матового экрана или окна.
Осветитель-имитатор света неба отличается от остальных стандартных источников света тем, что его воображаемые лучи не исходят из какой-то одной точки или совокупности небольшого числа точек. При размещении осветителя Skylight (Свет неба) в составе сцены она как бы накрывается сверху воображаемым куполом в виде бесконечно большой полусферы, все точки которой являются источниками световых лучей. Чтобы получить нужный эффект от включения в состав сцены осветителя Skylight (Свет неба), требуется применять специальный алгоритм расчета, именуемый Light Tracer (Трассировщик света).
В max 7.5 реализованы следующие три типа фотометрических осветителей, каждый из которых может быть нацеленным или свободным:
  • точечный нацеленный (Target Point) и свободный (Free Point);
  • линейный нацеленный (Target Linear) и свободный (Free Linear);
  • площадной нацеленный (Target Area) и свободный (Free Area).
Кроме того, имеются еще два типа фотометрических источнтков-имитатороа света солнца (IES Sun) и света неба (IES Sky).
В исходном состоянии точечный фотометрический осветитель испускает свет с одинаковой силой во всех направлениях. Внимательные читатели, вероятно, уже задумались над вопросом, зачем же такому осветителю мишень? Дело в том, что для точечного фотометрического источника света можно задавать различные варианты пространственного распределения силы излучения, превращая его в подобие прожектора. В этом случае наличие мишени становится уже вполне оправданным: она располагается на оси максимума силы излучения света и позволяет управлять направлением этой оси.
Линейный свободный и нацеленный фотометрические осветители позволяют моделировать линейно-протяженные светильники, наподобие ламп дневного света или галогенных ламп.
Площадной свободный и нацеленный фотометрические осветители позволяют моделировать светильники, протяженные в двух измерениях, подобно площадным стандартным источникам света.
Фотометрические имитаторы света неба и света солнца служат для воспроизведения физически точного по цвету, интенсивности и направленности света, испускаемого реальными солнцем и небом, как открытым, так и полностью или частично затянутым облаками. Эти источники могут использоваться как самостоятельно, так и в составе системы объектов Daylight (Дневной свет). Сокращение IES в названиях этих осветителей происходит от названия организации, разрабатывающей стандарты описания параметров светильников и создаваемого ими освещения — Illuminating Engineering Society.
Пока в состав сцены не введен хотя бы один осветитель, для ее освещения по умолчанию применяются встроенные источники света с фиксированными параметрами, не подлежащими настройке.
Освещение сцены зависит также от подсветки, не имеющей источника и проявляющейся в равномерном изменении начального уровня освещенности всех объектов. Настройка подсветки производится в окне диалога Environment (Внешняя среда).

Содержание раздела