Эффективная работа в 3dsmax7.5




Глава 4. Учимся выделять, дублировать и преобразовывать обьекты


    Учимся выделять, дублировать и преобразовывать обьекты
    Учимся выделять, дублировать и преобразовывать обьекты Инструменты и приемы выделения объектов и подобъектов Блокировка и разблокирование, группировка и разгруппирование объектов Дублирование объе...
    Выделение объектов: почему это важно
    Выделение объектов: почему это важно Практически невозможно построить трехмерную сцену, пусть даже состоящую из малого числа объектов, обойдясь без перемещения этих объектов, их поворота или измен...
    Рис. 4.1. Вид сверху на сцену...
    Рис. 4.1. Вид сверху на сцену для отработки методов выделения объектов...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Файл такой сцены под именем Ris4-02.max имеется в папке Scenes\Glava_04 компакт-диска, прилагающегося к книге. Общий вид этой сцены в цвете можно увидеть на изображении, записанном в фай...
    Как отличить выделенные объекты
    Как отличить выделенные объекты Мы уже говорили о том, что всем объектам max 7.5 в момент их создания назначаются определенные цвета, выбираемые случайным образом из цветовой палитры. Этими цветам...
    Рис. 4.2. В каркасном режиме отображения...
    Рис. 4.2. В каркасном режиме отображения выделенные объекты окрашиваются в белый цвет (слева), а в тонированном режиме — снабжаются габаритными контейнерами, помечаемыми своими восемью углами бело...
    Осваиваем приемы выделения объектов
    Осваиваем приемы выделения объектов Чаще всего в max 7.5 используется способ выделения объектов с помощью инструмента Select Object (Выделить объект) или одного из пяти комбинированных инструменто...
    Рис. 4.3. Инструменты выделения объектов
    Рис. 4.3. Инструменты выделения объектов Помимо перечисленных инструментов для выделения объектов служит группа команд меню Edit (Правка), показанная на рис. 4.4....
    Рис. 4.4. Фрагмент меню Edit с командами выделения объектов
    Рис. 4.4. Фрагмент меню Edit с командами выделения объектов В max 7.5 имеются и другие специализированные средства для выделения объектов, скажем, по их цвету или материалу. Выделение объектов сце...
    Клавиши выбора инструментов выделения и преобра
    Клавиши выбора инструментов выделения и преобра Выбирать инструменты преобразования в max 7.5 можно при помощи клавиатурных комбинаций для выбора инструментов преобразований. В более ранних версия...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Итак, запомните правило: q, w, e, r = выделить, переместить, повернуть, масштабировать. Горячие клавиши q и г недаром именуются на раскладке клавиатурных комбинаций как smart select (умное в...
    Выделение отдельного объекта
    Выделение отдельного объекта Для выделения отдельного объекта выполните следующие действия: Щелкните на кнопке Select Object (Выделить объект), на кнопке одного из пяти комбинированных инструменто...
    Выделение перекрывающихся объектов
    Выделение перекрывающихся объектов Чтобы выделить один из перекрывающихся объектов, проще всего выбрать такое окно проекции, в котором объекты не перекрываются. Бывают, однако, ситуации, когда гео...
    Добавление выделенных объектов и отмена выделен
    Добавление выделенных объектов и отмена выделен Для добавления новых выделенных объектов к числу тех, которые уже выделены, и для исключения отдельных объектов из выделенной совокупности нажмите и...
    Выделение, отмена и инверсия выделения всех объ
    Выделение, отмена и инверсия выделения всех объ Чтобы выделить псе объекты сцены, выполните команду меню Edit Select All (Правка Выделить все) или просто нажмите общепринятую во всех приложениях с...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Часто выделение объектов приходится делать в одном окне (скажем, окне вида сверху), а их преобразование — в другом (например, окне вида спереди или слева), которое требуется при этом активиз...
    Выбор категории выделяемых объектов
    Выбор категории выделяемых объектов Mах 7.5 позволяет задавать категорию объектов, на которые будет распространяться действие команд и инструментов выделения. При этом исключается возможность случ...
    Рис. 4.5. Рисование прямоугольной выделяющей рамки
    Рис. 4.5. Рисование прямоугольной выделяющей рамки...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Выделяющую рамку можно рисовать в любом окне проекции, включая окна перспективной проекции Perspective (Перспектива) или Camera (Камера). 3. Отпустите кнопку мыши. По умолчанию будут выд...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Используйте рамку, когда требуется выделить сразу все перекрывающиеся объекты, даже если они полностью скрыты за спиной крупного объекта переднего плана и в тонированном режиме совершенно не...
    Выделение объектов рамкой произвольной формы
    Выделение объектов рамкой произвольной формы Иногда удобнее бывает выделять объекты не прямоугольной, а круглой рамкой или рамкой иной формы....
    Рис. 4.6. Рисование выделяющей рамки произвольной формы
    Рис. 4.6. Рисование выделяющей рамки произвольной формы Для замыкания рамки переместите курсор в точку начала первого сегмента. Курсор примет вид тонкого перекрестья, указывая на возможность замык...
    Выделение объектов рамкой типа «лассо»
    Выделение объектов рамкой типа «лассо» Для выделения объектов рамкой типа лассо выполните следующие действия: 1. Активизируйте инструмент Select Object (Выделить объект) или один из пяти комбиниро...
    Рис. 4.7. Рисование выделяющей...
    Рис. 4.7. Рисование выделяющей рамки типа лассо...
    Выделение объектов кистью
    Выделение объектов кистью Для выделения объектов кистью выполните следующие действия: 1. Активизируйте инструмент Select Object (Выделить объект) или один из пяти комбинированных инструментов выде...
    Рис. 4.8. Выделение объектов кистью
    Рис. 4.8. Выделение объектов кистью...
    Изменение режима выделения объектов рамкой
    Изменение режима выделения объектов рамкой Смена режимов выделения объектов рамкой производится последовательными щелчками на кнопке Window/Crossing (Оконное/Пересекающее выделение), расположенной...
    Рис. 4.9. Окно диалога Select Objects
    Рис. 4.9. Окно диалога Select Objects...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Запомните, что для вызова на экран окна диалога Select Objects (Выделение объектов) можно просто нажать клавишу h. 2. Выделите имя нужного объекта сцены в списке окна, щелкнув на нем кнопкой...
    Переименование множества объектов
    Переименование множества объектов Для выделения объектов по именам, разумеется, важно, чтобы эти имена позволяли выбрать нужные объекты из списка. В главе 3 я уже говорил о важности замены маловыр...
    Рис. 4.10. Все эти 20 объектов...
    Рис. 4.10 . Все эти 20 объектов пока что имеют имена Line01— Line20 Чтобы назначить бокалам имена Bokal01 - Bokal10, а тарелкам — Tarelka01 — Tarelka10, можно выделять объекты но отдельности и пер...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Конечно, если сразу после создания линии профиля бокала присвоить ей имя Вокаl01, то все дубликаты бокала, созданного методом вращения, сразу получат имена Bokal02, Вокаl03 и т. п. Однак...
    Рис. 4.11. Окно диалога Rename Objects
    Рис. 4.11. Окно диалога Rename Objects 2. Переключатель в верхней части окна по умолчанию установлен в положение Selected (Выделенные). Это значит, что переименовываться будут объекты, заранее выд...
    Выделение подобъектов
    Выделение подобъектов Преобразования могут применяться не только к объектам, но и к их составным частям — подобъектам, поэтому умение выделять подобъекты различных уровней играет существенную роль...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Подробнее о модификаторах и их использовании вы узнаете из главы 8, Совершенствуем навыки модификации объектов. Для выделения подобъектов применяются те же средства и приемы, что и для в...
    Рис. 4.12. Чтобы развернуть дерево...
    Рис. 4.12 . Чтобы развернуть дерево подобъектов, нужно щелкнуть на квадратике со знаком плюс слева от имени объекта...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Нам приходится оперировать понятием стека модификаторов, с которым вам предстоит познакомиться только в главе 8, Совершенствуем навыки модификации объектов. Пока что достаточно представл...
    Рис. 4.13. Выбор одной из ветвей...
    Рис. 4.13. Выбор одной из ветвей дерева подобъектов равносилен щелчку на соответствующей кнопке выделения подобъектов командной панели Modify Выберите строку с наименованием нужного подобъекта, пр...
    Рис. 4.14. Команды выбора подобъектов...
    Рис. 4.14. Команды выбора подобъектов содержатся в разделе tools1 четвертного меню 3. Щелкните на кнопке Select Object (Выделить объект), на кнопке одного из трех комбинированных инструментов выде...
    Использование наборов выделенных объектов
    Использование наборов выделенных объектов Mах 7.5 позволяет работать не только с отдельными выделенными объектами, но и с определенными совокупностями выделенных объектов, которые называют выделен...
    Блокировка набора выделенных объектов
    Блокировка набора выделенных объектов Бывают ситуации, когда для преобразования выделены несколько малоразмерных объектов. Пытаясь выполнить преобразование, вы можете щелкнуть кнопкой мыши, случай...
    Рис. 4.15. Фрагмент главной панели...
    Рис. 4.15. Фрагмент главной панели инструментов max 7.5 со средствами для работы с именованными выделенными наборами объектов Можно иметь произвольное количество именованных выделенных наборов, пр...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Для выделения набора объектов, имена которых начинаются с одинаковых символов, удобно использовать окно диалога Select Objects (Выделение объектов). Введите в текстовое поле в левом верхнем...
    Рис. 4.16. Имена создаваемых выделенных...
    Рис. 4.16. Имена создаваемых выделенных наборов объектов появляются в списке Named Selection Sets...
    Работа с окном Named Selection Sets
    Работа с окном Named Selection Sets Появившееся в max 7.5 новое окно диалога Named Selection Sets (Именованные выделенные наборы) предоставляет удобные средства для работы с именованными наборами....
    Рис. 4.17. Окно диалога Named...
    Рис. 4.17. Окно диалога Named Selection Sets с набором инструментов для создания и редактирования именованных наборов объектов 2....
    Рис. 4.18. Для доступа к списку...
    Рис. 4.18. Для доступа к списку объектов в наборе щелкните на квадратике со знаком плюс слева от имени набора 4....
    Рис. 4.19. Свиток Freeze командной...
    Рис. 4.19. Свиток Freeze командной панели Display содержит набор инструментов для блокировки и разблокирования объектов 2. Чтобы заблокировать отдельные объекты, используйте следующие кнопки свитк...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Команды Freeze Selection (Заблокировать выделенное) и Unfreeze All (Разблокировать все) имеются также в разделе display (дисплей) четвертного меню, вызываемого по щелчку правой кнопкой мыши...
    Группирование объектов
    Группирование объектов В max 7.5 существует еще одно удобное средство для работы с наборами объектов — группы. Группа (group) — это совокупность объектов, которые после группирования действуют как...
    Создание групп объектов
    Создание групп объектов В составе сцены может быть создано произвольное количество групп объектов. Допускается создание вложенных (nested) групп, или групп в группе, с неограниченным уровнем вложе...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ В текстовом поле свитка Name and Color (Имя и цвет) имена групп отображаются жирным шрифтом, а в поле списка объектов окна диалога Select Objects (Выделение объектов) — в квадратных скоб...
    Рис. 4.21. Открытая группа, в...
    Рис. 4.21. Открытая группа, в которой выделен один из объектов 3. Чтобы открыть вложенную группу, откройте составную группу, затем выделите вложенную группу и снова примените команду Group Open (Г...
    Отделение объектов от группы и присоединение их
    Отделение объектов от группы и присоединение их От группы можно отделять некоторые объекты. Для этого выполните следующие действия: Откройте группу. Выделите один или несколько объектов из состава...
    Разгруппирование и разрушение групп
    Разгруппирование и разрушение групп Операциями, обратными созданию групп, являются разгруппирование и разрушение групп. При разгруппировании группа разбивается на составляющие ее объекты или вложе...
    Слои объектов
    Слои объектов Тем из вас, кому приходилось работать с программами-редакторами двумерной графики наподобие CorelDRAW или Photoshop, должна быть знакома концепция слоев применительно к объектам двум...
    Дублирование объектов
    Дублирование объектов В процессе моделирования сцены часто возникает потребность в создании большого числа однотипных объектов. Например, чтобы обставить мебелью помещение в задуманном нами проект...
    Типы дубликатов — копии, образцы и экземпляры
    Типы дубликатов — копии, образцы и экземпляры Рассмотрим различия между тремя типами дубликатов — копиями, экземплярами и образцами объектов: Cору (Копия). Копия объекта — это его точный независим...
    Рис. 4.22. Применение модификатора...
    Рис. 4.22. Применение модификатора к объекту-оригиналу не влияет на три его копии...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Подробно о том. что такое модификаторы и как ими пользоваться, вы узнаете из главы 8, Совершенствуем навыки модификации объектов. Пока же достаточно знать, что модификаторы — это специал...
    Рис. 4.23. Применение модификаторов...
    Рис. 4.23. Применение модификаторов к объекту-оригиналу или к любому из дубликатов-образцов распространяется на все семейство объектов Reference (Экземпляр). Экземпляр подобен образцу, но имеет од...
    Рис. 4.24. Дубликаты-экземпляры...
    Рис. 4.24. Дубликаты-экземпляры наследуют модификаторы, примененные к объекту-оригиналу, но сами допускают индивидуальную модификацию Однако применение к одному из экземпляров модификатора Twist (...
    Создание дубликатов
    Создание дубликатов Создавать дубликаты объектов можно с помощью команды меню Edit Clone (Правка Дублировать) или в процессе преобразований объектов. В max 7.5 имеются также специальные средства д...
    Рис. 4.25. Окно диалога Clone...
    Рис. 4.25. Окно диалога Clone Options позволяет выбрать тип дубликата и назначить ему имя 3. Выберите тип создаваемых при дублировании объектов с помощью переключателя Object (Объект), имеющего тр...
    Преобразования объектов
    Преобразования объектов Преобразования (transforms) — это операции над объектами, в результате которых изменяется положение центра объекта в трехмерном пространстве, ориентация объекта или его мас...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Включение и выключение режима отображения контейнеров преобразований в окнах проекций производится с помощью команды главного меню Views Show Transform Gizmo (Проекции Показывать контейнер п...
    Рис. 4.27. Габаритный контейнер преобразования перемещения
    Рис. 4.27. Габаритный контейнер преобразования перемещения...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Размеры векторов контейнера на рис. 4.27 для наглядности увеличены. Это можно сделать в любой момент, нажимая на клавишу плюс в цифровом ряду основной части клавиатуры (клавиша серый плюс в...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Запоминать цвета осей контейнера преобразования перемещения не так уж важно, хотя для этого есть простое мнемоническое правило. Цвета осей XYZ меняются в том же порядке, как базовые цвета мо...
    Рис. 4.28. Перемещение набора...
    Рис. 4.28. Перемещение набора объектов вдоль оси Y, окрашенной в желтый цвет...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Преобразование перемещения лучше выполнять в каком-то из окон параллельных проекций, таких как вид сверху, спереди или слева. При перемещении объектов в окне перспективной проекции трудно пр...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Курсор принимает вид значка режима перемещения и при установке над любым из выделенных объектов. Однако правильнее выполнять перемещение, перетаскивая не сами объекты, а именно нужную ос...
    Поворот объектов с помощью мыши
    Поворот объектов с помощью мыши...
    Рис. 4.29. Габаритный контейнер преобразования поворота
    Рис. 4.29. Габаритный контейнер преобразования поворота Из чего состоит этот виртуальный трекбол? Он образован тройкой векторов серого цвета и пятью (пятью!) окружностями-манипуляторами, каждая из...
    Рис. 4.30. Выполнение преобразования...
    Рис. 4.30. Выполнение преобразования поворота в экранной системе координат по часовой стрелке Для выполнения произвольного вращения установите курсор на окружности темно-серого цвета или внутри ее...
    Рис. 4.31. Поворот объектов вокруг...
    Рис. 4.31. Поворот объектов вокруг оси Z сопровождается изображением сектора угла поворота и цифровой индикацией значения угла: 74,5 После завершения преобразования объекты остаются выделенными, п...
    Масштабирование объектов с помощью мыши
    Масштабирование объектов с помощью мыши В max 7.5 имеются три разновидности преобразований масштаба: равномерное масштабирование, неравномерное масштабирование и масштабирование со сжатием....
    Рис. 4.32. Контейнер преобразования масштаба
    Рис. 4.32. Контейнер преобразования масштаба В 3ds max имеются отдельные инструменты для выполнения равномерного и неравномерного масштабирования: Select and Uniform Scale (Выделить и равномерно м...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Для выполнения масштабирования со сжатием требуется обязательно выбирать на панели инструментов кнопку Select and Squash (Выделить и сжать)....
    Равномерное масштабирование объектов «вручную»
    Равномерное масштабирование объектов «вручную» Для выполнения равномерного масштабирования на главной панели инструментов может быть выбрана любая из двух кнопок Select and Uniform Scale (Выделить...
    Рис. 4.33. При равномерном изменении...
    Рис. 4.33. При равномерном изменении масштаба объектов, показанных на рис. 4.32, масштаб самого контейнера преобразования также меняется По умолчанию в качестве центра преобразования масштаба отде...
    Неравномерное масштабирование «вручную»
    Неравномерное масштабирование «вручную» Для неравномерного масштабирования также годится любой из инструментов Select and Uniform Scale (Выделить и равномерно масштабировать) и Select and Non-unif...
    Рис. 4.34. При неравномерном изменении...
    Рис. 4.34. При неравномерном изменении масштаба объекта размеры контейнера преобразования также меняются, но только вдоль избранной оси или пары осей Если перетаскивать полоску-манипулятор за ее с...
    Масштабирование со сжатием «вручную»
    Масштабирование со сжатием «вручную»...
    Рис. 4.35. При масштабировании...
    Рис. 4.35. При масштабировании со сжатием курсор принимает такой же вид, как при неравномерном масштабировании, но с маленькой стрелкой внизу Перетаскивайте курсор, как при неравномерном масштабир...
    Преобразования с использованием четвертного мен
    Преобразования с использованием четвертного мен Для выполнения преобразований необязательно обращаться к соответствующим кнопкам панели инструментов. Команды преобразований имеются в четвертном ме...
    Рис. 4.36. Четвертное меню с командами преобразований
    Рис. 4.36. Четвертное меню с командами преобразований 1. Выберите в разделе transform (преобразование) четвертного меню одну из команд преобразований — Move (Переместить), Rotate (Повернуть) или S...
    Преобразование с дублированием
    Преобразование с дублированием Все три типа преобразований mах 7.5 могут применяться не к самим объектам, а к их дубликатам, автоматически создаваемым в процессе преобразования. Для этого следует...
    Рис. 4.37. При дублировании в...
    Рис. 4.37 . При дублировании в ходе преобразований в окне диалога Clone Options появляется счетчик числа дубликатов 3. Выберите тип создаваемых при дублировании объектов с помощью переключателя Ob...
    Точный ввод параметров преобразования
    Точный ввод параметров преобразования Выполнение преобразований в интерактивном режиме с помощью мыши не всегда может обеспечить требуемую точность. Однако в mах 7.5 предусмотрено средство для вво...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Для вызова окна диалога Transform Type-In (Ввод данных преобразования) достаточно щелкнуть на кнопке одного из инструментов преобразований главной панели инструментов правой кнопкой мыши. Дл...
    Рис. 4.38. Окно диалога для считывания...
    Рис. 4.38. Окно диалога для считывания и изменения значений координат текущего положения, углов ориентации и коэффициентов масштаба объектов сцены 2. Выделите объект сцены, координаты или ориентац...
    Рис. 4.39. Тройка координатных векторов
    Рис. 4.39. Тройка координатных векторов Векторы, изображаемые красным цветом, указывают разрешенные направления преобразования объектов в соответствии с установленными на данный момент ограничения...
    Управление точками центров преобразований
    Управление точками центров преобразований Результаты преобразований поворота и масштаба существенно зависят от выбора центра преобразования, то есть точки в трехмерном пространстве, вокруг которой...
    Рис. 4.40. Значок опорной точки
    Рис. 4.40. Значок опорной точки...
    Рис. 4.41. Поворот объектов относительно...
    Рис. 4.41. Поворот объектов относительно собственных опорных точек...
    Рис. 4.42. Поворот объектов относительно...
    Рис. 4.42. Поворот объектов относительно центра выделенного набора...
    Рис. 4.43. Поворот объектов относительно...
    Рис. 4.43. Поворот объектов относительно начала оконной системы координат...
    Выравнивание объектов
    Выравнивание объектов Необходимость в выравнивании одних объектов сцены относительно других возникает довольно часть и является важным элементом обеспечения требуемой точности моделирования. К сож...
    Рис. 4.44. Перекрестие курсора...
    Рис. 4.44. Перекрестие курсора указывает на возможность выравнивания 3. Появится окно диалога Align Selection (Выравнивание выделения), в заголовке которого указывается в скобках имя опорного объе...
    Рис. 4.45. Окно Align Selection
    Рис. 4.45. Окно Align Selection 4. В разделе Align Position (World) (Выравнивание положения (В глобальных координатах)) установите один из флажков X, Y, Z Position (Положение по X, Y, Z), указываю...
    Быстрое выравнивание
    Быстрое выравнивание Если необходимо произвести выравнивание по опорным точкам объектов, окно Align Selection (Выравнивание выделения) можно и не вызывать. Начиная с седьмой версии в 3ds max появи...
    Рис. 4.46. Перекрестие курсора...
    Рис. 4.46. Перекрестие курсора указывает на возможность быстрого выравнивания...
    Дублирование и выравнивание
    Дублирование и выравнивание При моделировании сцен с большим количеством однотипных объектов часто бывает необходимо многократно выполнять одни и те же операции. Представьте себе, например, сцену...
    Рис. 4.47. Окно Clone and Align
    Рис. 4.47. Окно Clone and Align 2. В окне диалога Clone and Align (Дублирование и выравнивание) назначьте опорный объект. Для этого нажмите кнопку Pick (Выбрать), установите на него курсор и, когд...
    Подведем некоторые итоги
    Подведем некоторые итоги Позади глава, материал которой не отличается оригинальностью, но очень важен для дальнейшей работы. Надеюсь, не слишком переутомил вас ссылками на разные правила и приемы,...









Начало