Эффективная работа в 3dsmax7.5




Глава 3. Осваиваем настройку max 7.5


    Глава 3. Осваиваем настройку max 7.5
    Глава 3. Осваиваем настройку max 7.5 и работу с файлами Создание и сохранение простейшей трехмерной сцены Выбор варианта расположения окон проекций Допустимые типы проекций и смена проекции в окне...
    Создаем вашу первую трехмерную сцену
    Создаем вашу первую трехмерную сцену Эту главу нам предстоит начать с создания пары простейших объектов, которые составят вашу первую трехмерную сцену. Практическая польза от этой сцены, надеюсь,...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Мах 7.5 — это продукт, готовый к употреблению. Все его бесчисленные параметры имеют принятые по умолчанию значения, так что даже если ничего не настраивать, и то что-нибудь да получится (ну,...
    Упражнение 1. Строим сферу и слегка настраиваем
    Упражнение 1. Строим сферу и слегка настраиваем Итак, пусть вашим первым трехмерным объектом станет сфера — шар, симметричный со всех сторон. Куда уж проще! Для создания сферы выполните шаг за шаг...
    Рис. 3.1. На командной панели Create нажата кнопка Sphere
    Рис. 3.1. На командной панели Create нажата кнопка Sphere Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху), где он примет вид перекрестья, и установите перекрестье в центр окна, в точку пересеч...
    Рис. 3.2. Вид экрана max 7.5 с...
    Рис. 3.2. Вид экрана max 7.5 с объектом-сферой в окнах проекций Посмотрите на свиток Parameters (Параметры) в нижней части командной панели Create (Создать). В счетчике Radius (Радиус) вы увидите...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Ошибки на первых порах неизбежны. Но не забывайте о том, что в вашем распоряжении есть инструменты Undo (Отменить) и Redo (Повторить). Совершив ошибку, щелкните на кнопке Undo (Отменить) или...
    Выбор имени и цвета объекта
    Выбор имени и цвета объекта Что ж, примите поздравления! Вы только что создали свой первый трехмерный объект. Каждому новорожденному объекту max 7.5 дает имя. Имя, чтобы не мудрствовать лукаво, со...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Можно применять для именования объектов и буквы кириллицы, но здесь есть два но. Первое состоит в том, что max 7.5 не в полной мере поддерживает кириллические имена объектов. То есть они...
    Рис. 3.3. Окно диалога Object Color
    Рис. 3.3 . Окно диалога Object Color Ячейка текущего цвета выделяется в окне черной рамкой. Чтобы выбрать новый цвет из готовой палитры, просто щелкните на одной из ячеек....
    Упражнение 2. Одним движением руки создаем..
    Упражнение 2. Одним движением руки создаем.. . чайник Сцена из одного объекта — это чересчур примитивно, поэтому создайте нашему шару компаньона в лице маленького уютного чайника. В свитке Object...
    Рис. 3.4. Вид простейшей сцены в окнах проекций
    Рис. 3.4. Вид простейшей сцены в окнах проекций...
    Сохраняем сцену
    Сохраняем сцену Сохраним нашу сцену в виде файла — не столько из-за ее исторического значения (хотя все-таки это первая ваша сцена!), сколько из-за того, что она еще понадобится нам в этой главе в...
    Учимся настраивать окна в трехмерный мир
    Учимся настраивать окна в трехмерный мир Окна проекций max 7.5 — это очень удобные и гибкие по своим возможностям инструменты для наблюдения за трехмерной сценой, формируемой в памяти компьютера,...
    Выбор варианта расположения окон проекций
    Выбор варианта расположения окон проекций При первом запуске max 7.5 на экране появляются четыре одинаковых по размерам окна проекций, как показано на рис. 2.1 предыдущей главы. Однако исходные ра...
    Рис. 3.5. Один из возможных вариантов...
    Рис. 3.5. Один из возможных вариантов расположения окон проекций, удобный для рассмотрения сцен, вытянутых по горизонтали Как вы уже знаете из главы 2, размеры и пропорции окон проекций можно меня...
    Рис. 3.6. Вкладка Layout окна диалога Viewport Configuration
    Рис. 3.6. Вкладка Layout окна диалога Viewport Configuration В верхней части вкладки 14 значков изображают разные варианты разбиения экрана max 7.5 на окна проекций, а в нижней части крупно изобра...
    Как разглядеть объект с разных сторон, не сходя
    Как разглядеть объект с разных сторон, не сходя Если вдуматься, то возможность менять типы проекций в окнах является поистине удивительной! Она позволяет, не сходя с места, рассматривать объект со...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Для работы над геометрической моделью объекта лучше всего подходят окна типа Тор (Вид сверху), Front (Вид спереди), Left (Вид слева) и т. п., так как в них не искажаются размеры и можно точн...
    Смена типов проекций в окне
    Смена типов проекций в окне В любом из окон проекций может быть установлен любой допустимый тип проекции. Можно даже одновременно переключить все окна на показ одной и той же проекции. Кстати, это...
    Рис. 3.7. Меню окна проекции
    Рис. 3.7. Меню окна проекции Перетащите курсор к названию нужного типа проекции и отпустите кнопку мыши....
    СОВЕТ
    СОВЕТ Быстро переключаться в активном окне с одной проекции на другую лучше всего с помощью клавиатуры, нажимая клавишу, соответствующую первой букве английского названия проекции: t (Тор) — вид с...
    Управление изображением в окнах проекций
    Управление изображением в окнах проекций Мало уметь переключать окна проекций на показ проекции нужного типа, важно еще активно управлять изображением трехмерной сцены в окне проекции. Управлять и...
    Увеличение и уменьшение масштаба всего изображе
    Увеличение и уменьшение масштаба всего изображе Диапазон масштабов изображений, которые можно просматривать в окне проекции, огромен. При наибольшем увеличении размер участка сцены, который будет...
    Рис. 3.8. Изменяя масштаб изображения...
    Рис. 3.8. Изменяя масштаб изображения, в окне проекции можно в подробностях рассмотреть как малыша, шагающего по своей маленькой планете {слева), так и его планету целиком (справа)...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Кстати, хранение в памяти объектов большого и даже очень большого размера не составляет для max 7.5 никакого труда. Например, объем памяти, требуемый для хранения сферы диаметром 1 мм, с...
    Рис. 3.9. Растяните рамку вокруг...
    Рис. 3.9. Растяните рамку вокруг области изображения, которую нужно укрупнить (слева), и область увеличится до размеров окна проекции (справа)...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Быстрое переключение в режим масштабирования области изображения обеспечивает нажатие клавиш Ctrl+w. Если после нажатия этой комбинации клавиш курсор не меняет своего вида, просто чуть сдвин...
    Изменение поля зрения в окне центральной проекц
    Изменение поля зрения в окне центральной проекц Если активно окно центральной проекции Perspective (Перспектива), то кнопка Region Zoom (Масштаб области) превращается в кнопку Field of View (Поле...
    Рис. 3.10. Исходный вид сцены...
    Рис. 3.10. Исходный вид сцены в окне проекции Perspective (слева) и вид этой же сцены после увеличения поля зрения (справа) Если при активном окне перспективной проекции щелкнуть на кнопке Field o...
    Подгонка изображения сцены или ее части под раз
    Подгонка изображения сцены или ее части под раз...
    Рис. 3.11. Такой вид приобретает...
    Рис. 3.11. Такой вид приобретает проекция, показанная на рис. 3.9, справа, после щелчка на кнопке Zoom Extents...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Вместо щелчка на кнопке Zoom Extents (Сцена целиком) можно просто нажать комбинацию клавиш Alt+Ctrl+z, а вместо щелчка на кнопке Zoom Extents All (Сцена целиком во всех окнах) — комбинацию к...
    Рис. 3.12. Значок трекбола в окне...
    Рис. 3.12. Значок трекбола в окне позволяет произвольным образом поворачивать плоскость проекции Щелкните в пределах окна проекции и перетаскивайте курсор вправо-влево для вращения проекции в гори...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Самый быстрый способ поворота плоскости проекции — с помощью мыши, имеющей среднюю кнопку или колесико. Установите курсор в активное окно проекции, нажмите и удерживайте клавишу Alt, щелкнит...
    Отмена и повторение изменений режима отображени
    Отмена и повторение изменений режима отображени Если вы ошибочно изменили масштаб или повернули изображение в окне проекции, не пытайтесь выполнить отмену этих ошибочных действий с помощью кнопки...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Для отмены изменений масштаба, положения или ориентации плоскости проекции изображения в активном окне можно просто нажать клавиши Shift+z, а для повторения отмененного изменения проекции в...
    Выбор уровня качества показа объектов
    Выбор уровня качества показа объектов До сих пор мы сталкивались только с тремя вариантами отображения объектов в окнах проекций: в виде каркасов, в виде граненой оболочки (вспомните главу 1) и в...
    Рис. 3.13. В окнах проекций можно...
    Рис. 3.13. В окнах проекций можно устанавливать разные уровни качества отображения объектов: Габаритный контейнер (а); Каркас (б); Освещенные каркасы (в); Однородная поверхность (г), Грани (д); Гр...
    Рис. 3.14. Команды выбора режимов...
    Рис. 3.14. Команды выбора режимов отображения находятся в меню окна проекции...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Для быстрого переключения между режимами каркасного и тонированного отображения объектов в активном окне проекции используйте горячую клавишу F3. Для включения режима показа ребер каркаса вм...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Для быстрого включения и выключения режима показа ребер каркаса вместе с тонированной оболочкой объектов в активном окне проекции используйте горячую клавишу F4....
    Выбор освещения, используемого по умолчанию
    Выбор освещения, используемого по умолчанию В окнах проекций max 7.5 объекты могут освещаться одним или двумя источниками света, которые действуют по умолчанию до тех пор, пока вы не разместите в...
    Двусторонний показ граней
    Двусторонний показ граней Мы уже говорили о том, что в обычном случае грани оболочек объектов видны только с одной стороны, а именно с той, в которую направлена нормаль грани. Если трехмерный объе...
    Рис. 3.15. В обычном случае грани...
    Рис. 3.15 . В обычном случае грани оболочки не видны с тыльной стороны (слева), но становятся видимыми при включении режима Force 2-Sided (справа) Чтобы обеспечить визуализацию с обеих сторон гран...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Установка флажка Force 2-Sided (Показывать обе стороны) приводит к желаемому результату только при использовании драйверов дисплея типа Software Z-buffer (Программный Z-буфер) или OpenGL...
    Рис. 3.16. У бокала грани видны...
    Рис. 3.16. У бокала грани видны с обеих сторон за счет включения при визуализации режима Force 2-Sided, а у вазы — за счет применения двустороннего материала Итак, мы разобрались, как управлять ка...
    Выбор качества отображения прозрачности
    Выбор качества отображения прозрачности Мах 7.5 позволяет делать выбор качества отображения полупрозрачных объектов в окнах проекций. Необходимость в этой настройке может возникать после применени...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Качество отображения прозрачности в окнах проекций max 7.5 никоим образом не влияет на то, как будут выглядеть полупрозрачные объекты после визуализации, то есть на сформированном програ...
    Рис. 3.17. Прозрачность материала...
    Рис. 3.17. Прозрачность материала в окнах проекций может не отображаться (слева), отображаться упрощенно (в центре) или с высоким качеством (справа)...
    Управление отображением отдельных объектов
    Управление отображением отдельных объектов Применительно к отдельным объектам можно устанавливать индивидуальные режимы отображения, а также по своему желанию делать объекты невидимыми или снова в...
    Индивидуальные режимы отображения
    Индивидуальные режимы отображения Установка индивидуальных режимов отображения объектов производится в окне диалога Object Properties (Свойства объекта), которое вызывается из четвертного меню. Дл...
    Рис. 3.18. В окне диалога Object...
    Рис. 3.18. В окне диалога Object Properties можно настраивать режимы отображения объекта Включение и выключение индивидуальных режимов отображения производится путем установки или сброса флажков в...
    Рис. 3.19. Отдельный объект —...
    Рис. 3.19. Отдельный объект — голова куклы — изображается в виде габаритного контейнера Backface Cull (Отбрасывание граней) — если сбросить этот флажок, то результат будет аналогичен включению реж...
    Рис. 3.20. У правого объекта...
    Рис. 3.20 . У правого объекта, вазы, выключен режим Backface Cull Edges Only (Только края) — если сбросить этот флажок, установленный по умолчанию, то в каркасном режиме отображения будут показыва...
    Рис. 3.21. Включение режима See-Through...
    Рис. 3.21. Включение режима See-Through для двух стен домика делает их полупрозрачными и позволяет видеть объекты внутренней обстановки...
    Скрытие и показ объектов
    Скрытие и показ объектов Возможность скрывать отдельные объекты от просмотра и восстанавливать их видимость в окнах проекций очень полезна. Она позволяет упростить изображение в окне проекции (пре...
    Рис. 3.22. Командная панель Display...
    Рис. 3.22. Командная панель Display помогает управлять просмотром проекций объектов Чтобы скрыть объекты от просмотра или восстановить их видимость с помощью командной панели Display (Дисплей), вы...
    Отображение значка глобальных координат
    Отображение значка глобальных координат В левом нижнем углу каждого из окон проекций max 7.5 по умолчанию демонстрируется значок системы глобальных координат в виде трех векторов: ось X красного ц...
    Выбираем единицы измерения
    Выбираем единицы измерения Единицы измерения — основа правильного определения расстояний и размеров в max 7.5. Выбор единиц измерения определяет цену деления измерительной шкалы. По умолчанию прин...
    Настройка единиц измерения
    Настройка единиц измерения Чтобы выбрать одну из допустимых метрических единиц измерения, проделайте следующее: Выберите в главном меню команду Customize Units Setup (Настройка Единицы измерения)....
    Рис. 3.23. Окно диалога Units Setup
    Рис. 3.23. Окно диалога Units Setup Установите переключатель типа единиц измерения в положение Metric (Метрические) и выберите в раскрывающемся списке одну из допустимых метрических единиц: Millim...
    Настраиваем сетку координат
    Настраиваем сетку координат Координатная сетка, появляющаяся в окнах проекций после запуска max 7.5 и называемая исходной сеткой (home grid), образована линиями разной толщины и цвета. Две наиболе...
    Рис. 3.24. Координатная сетка
    Рис. 3.24. Координатная сетка Кстати, вид сетки в окне проекции Perspective (Перспектива) программы max 7.5 отличается от сетки такого же окна предыдущей версии программы. Теперь исходное направле...
    Выбор шага линий сетки
    Выбор шага линий сетки Раз уж мы перешли к метрическим единицам измерения, имеет смысл настроить соответствующим образом шаг линий координатной сетки. Дело в том, что по умолчанию шаг сетки равен...
    Рис. 3.25. Вкладка Home Grid окна...
    Рис. 3.25. Вкладка Home Grid окна диалога Grid and Snap Settings служит для настройки исходной сетки координат...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Для вызова окна диалога Grid and Snap Settings (Настройка сетки и привязок) достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши на одной из кнопок активизации привязок, расположенных на главной панели и...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Величина шага сетки, отображаемая в поле Grid = строки состояния, зависит от масштаба изображения в окнах параллельной проекции. В тот момент, когда из-за изменения масштаба вспомогатель...
    Рис. 3.26. В окне Perspective...
    Рис. 3.26. В окне Perspective программы max 7.5 масштаб сетки меняется вместе с масштабом объектов сцены: слева — вид сцены до изменения масштаба; справа — после Разработчики max 7.5 посчитали, чт...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Чтобы вернуть сетке в окне перспективной проекции привычную по прежним версиям манеру поведения в процессе изменения масштаба, когда ячейки сетки автоматически дробятся на более мелкие или о...
    Включение и выключение сетки
    Включение и выключение сетки Сетка координат очень полезна в процессе создания объектов, но иногда мешает рассматривать готовые объекты. Впрочем, это не проблема — изображение сетки в окне проекци...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Еще более простым способом удаления и восстановления линий сетки в активном окне проекции является нажатие клавиши G. Настройка координатной сетки позволяет использовать режим привязки созда...
    Осваиваем привязки
    Осваиваем привязки Привязки позволяют размещать отдельные точки создаваемых или редактируемых объектов сцены в точно определенных местах. Средства привязки заставляют курсор притягиваться к опреде...
    Рис. 3.27. Вкладка Snaps окна...
    Рис. 3.27 . Вкладка Snaps окна диалога Grid and Snap Settings позволяет производить выбор типов привязок...
    Активизация привязок
    Активизация привязок Ни один из режимов привязки не будет действовать, пока он не активизирован, то есть пока не нажата соответствующая кнопка группы переключателей привязок, расположенных на глав...
    Рис. 3.28. Кнопки активизации привязок
    Рис. 3.28 . Кнопки активизации привязок Щелкая на этих кнопках, можно установить сочетание режимов привязки, обеспечивающее необходимую точность создания геометрических моделей объектов. Назначени...
    Рис. 3.29. Значок привязки к узлам сетки координат
    Рис. 3.29 . Значок привязки к узлам сетки координат...
    Учимся работать с файлами max 7.5
    Учимся работать с файлами max 7.5 Последнее, что нам предстоит в данной главе, — это научиться работать с файлами max 7.5. Это означает, что вы должны будете уметь выполнять по крайней мере следую...
    Создание новой сцены
    Создание новой сцены В начале этой главы вы уже освоили действия по созданию новой сцены max 7.5, что называется, с нуля и ее сохранению. Теперь разберемся, как начать работу над повой сценой, не...
    Создание новой сцены без изменения настроек
    Создание новой сцены без изменения настроек Предположим, что в ходе работы над сценой вы настроили среду моделирования, то есть выбрали удобную конфигурацию окон проекций, типы проекций и масштаб...
    Создание новой сцены с перезагрузкой max 7.5
    Создание новой сцены с перезагрузкой max 7.5 Иногда бывает нужно начать работу с того, чтобы все параметры max 7.5 приняли исходные, заданные по умолчанию значения. Для этого можно завершить работ...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Особенно важно выполнять перезагрузку перед тем, как начать шаг за шагом пытаться воспроизвести описанные в книге примеры. Если какие-то параметры max 7.5 будут иметь значения, отличные...
    Присоединение объектов к новой сцене
    Присоединение объектов к новой сцене Часто создание новой сцены начинается с того, что в ее состав включается один или несколько готовых объектов из ранее сохраненных файлов. Эта операция называет...
    Рис. 3.30. Окно диалога Duplicate...
    Рис. 3.30. Окно диалога Duplicate Name позволяет выбрать вариант действий при наличии в составе сцены дубликатов присоединяемых объектов Может оказаться, что присоединяемые объекты имеют материалы...
    Рис. 3.31. Окно диалога Duplicate...
    Рис. 3.31. Окно диалога Duplicate Material Name служит для выбора варианта действий при наличии в сцене дубликатов присоединяемых материалов После этого в текстовом поле окна диалога может появить...
    Включение в сцену внешних ссылок на сцены и объ
    Включение в сцену внешних ссылок на сцены и объ В max 7.5 реализована возможность включения в текущую разрабатываемую сцену внешних ссылок (eXtemal References — XRefs) на существующие сцены или от...
    Включение в сцену внешних ссылок на объекты
    Включение в сцену внешних ссылок на объекты Чтобы включить в текущую сцену ссылки на объекты из имеющихся сцен, выполните следующие действия: 1. Выберите команду главного меню File XRef Objects (Ф...
    Рис. 3.32. Окно диалога XRef Objects...
    Рис. 3.32. Окно диалога XRef Objects позволяет включать в текущую сцену ссылки на объекты из готовых файлов трехмерных сцен 2. Щелкните на кнопке Add (Добавить) и выберите в появившемся окне диало...
    Включение в сцену внешних ссылок на сцены
    Включение в сцену внешних ссылок на сцены Для включения в текущую сцену внешних ссылок на уже существующие файлы трехмерных сцен проделайте следующее: Выберите команду главного меню File XRef Scen...
    Продолжение работы над ранее созданной сценой
    Продолжение работы над ранее созданной сценой Чтобы продолжить работу над сценой, ранее сохраненной в файле формата max, выполните следующие действия: 1. Выберите команду File Open (Файл Открыть)...
    Рис. 3.33. Окно диалога Open File...
    Рис. 3.33 . Окно диалога Open File обеспечивает удобство выбора нужного файла, демонстрируя миниатюру трехмерной сцены 2. Выберите нужный файл (при этом в правой части окна появляется миниатюрное...
    Сохранение файла с инкрементированием имени
    Сохранение файла с инкрементированием имени Многие знатоки в области 3D-моделирования и анимации считают за правило сохранять за время работы над проектом множество копий файла трехмерной сцены, п...
    Рис. 3.34. Кнопка со знаком «плюс»...
    Рис. 3.34. Кнопка со знаком плюс в окне диалога Save File As служит для сохранения копии файла под тем же именем, но с добавлением номера Файл сохранится под тем же именем, к которому будет добавл...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Обратите внимание на то, что сохранение копии файла с инкрементированием имени нужно выполнять не в конце, а в начале каждого очередного сеанса работы над трехмерной сценой. И вообще, ст...
    Действия в аварийных ситуациях
    Действия в аварийных ситуациях Программа max 7.5 тестируется целой армией пользователей, а разработчики все время стараются повысить ее надежность. Тем не менее она не застрахована от ошибок, врем...
    Импорт файлов
    Импорт файлов Если требуется загрузить файлы данных в форматах, не являющихся описаниями трехмерных сцен программы max 7,5 или ее предшествующих версий (например, это могут быть файлы типа PRJ, SH...
    Экспорт файлов
    Экспорт файлов Если требуется сохранить файлы сцен в форматах, не являющихся описаниями трехмерных сцен программы шах 7.5 или ее предшествующих версий, следует использовать возможности экспорта фа...
    Настраиваем max 7.5 для работы над сценой «МАХ-
    Настраиваем max 7.5 для работы над сценой «МАХ- В завершение этой главы примените полученные знания для выполнения необходимых настроек будущей сцены МАХ-кафе, над которой нам предстоит работать д...
    Подведем некоторые итоги
    Подведем некоторые итоги Надеюсь, я не слишком утомил вас описанием многочисленных настроек mах 7.5. Скорее всего, истинную ценность этих знаний вы ощутите позже, когда всерьез займетесь работой н...









Начало