Эффективная работа в 3dsmax7.5




Глава 6 Рисуем кривые, осваиваем методы вращения


    Глава 6 Рисуем кривые, осваиваем методы вращения
    Глава 6 Рисуем кривые, осваиваем методы вращения Сплайны и NURBS-кривые: сходства и различия Приемы рисования и правки сплайнов Рисование NURBS-кривых на плоскости и в пространстве Построение тел...
    Учимся рисовать кривые и создавать формы
    Учимся рисовать кривые и создавать формы В начале этой главы мы познакомимся с приемами рисования кривых, которые в max 7.5 объединяются общим названием формы {shapes). Формы могут быть двумерными...
    Разбираем сплайн на части
    Разбираем сплайн на части Основная часть сплайнов представляет собой объекты стандартной формы, такие как прямоугольник, круг или звезда. Построение таких сплайнов и рисованием-то не назовешь. Для...
    Рис. 6.1. Подобъекты сплайна
    Рис. 6.1. Подобъекты сплайна Corner (С изломом) —- вершина, в которой сплайн претерпевает излом. Участки сегментов вблизи такой вершины не имеют кривизны; Smooth (Сглаженная) — вершина, через кото...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Доступ к редактированию сплайнов на уровне отдельных сегментов и вершин возможен с помощью командной панели Modify (Изменить), о чем вы узнаете ниже, а также в главе 8, Совершенствуем на...
    Действия по созданию сплайнов любого типа
    Действия по созданию сплайнов любого типа Чтобы начать создание сплайнов любого типа, выполните следующие действия: 1. Щелкните на кнопке Shapes (Формы) командной панели Create (Создать) и выберит...
    Рис. 6.2. Вид командной панели...
    Рис. 6.2. Вид командной панели Create с инструментами создания обычных и улучшенных сплайнов 2. Над кнопками типов объектов в свитке Object Type (Тип объекта) находится кнопка Start New Shape (Нач...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Выражение две линии принадлежат к одной и той же форме означает, что ни одна из этих линий не может быть выделена отдельно от другой. При попытке выделить одну линию другая выделяется ав...
    Рис. 6.3. Состав свитков параметров...
    Рис. 6.3. Состав свитков параметров сплайна Circle является типовым 4. Установите переключатель свитка Creation Method (Метод создания) в положение Edge (От края), чтобы строить стандартный сплайн...
    Рис. 6.4. Вид сплайна Circle при...
    Рис. 6.4 . Вид сплайна Circle при установке флажка Enable in Renderer в каркасном (слева) и тонированном (справа) виде; Thickness =10 7. Для завершения режима рисования сплайнов щелкните в активно...
    Приемы рисования некоторых сплайнов max 7.5
    Приемы рисования некоторых сплайнов max 7.5 В этой главе мы разберем только приемы создания сплайна Rectangle (Прямоугольник), как типового представителя семейства стандартных сплайнов, а также сп...
    Создание сплайнов типа Rectangle
    Создание сплайнов типа Rectangle Чтобы построить стандартный сплайн-прямоугольник, проделайте следующее: 1. Щелкните в свитке Object Type (Тип объекта) на кнопке Rectangle (Прямоугольник). Данный...
    Рис. 6.5. Прямоугольник стандартный и со скругленными углами
    Рис. 6.5. Прямоугольник стандартный и со скругленными углами 2. Выберите метод создания сплайна — от края или от центра. 3. Щелкните в той точке любого окна проекции, где должно располагаться нача...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Действия, связанные с построением других сплайнов, представляющих собой стандартные геометрические объекты (круг, эллипс, многоугольник, кольцо и т. п.), мало отличаются от рассмотренных...
    Рисование трехмерных сплайнов-спиралей
    Рисование трехмерных сплайнов-спиралей Инструмент Helix (Спираль) позволяет создавать сплайны в виде трехмерной спирали переменного радиуса с заданным числом витков (рис. 6.6)....
    Рис. 6.6. Так, например, может...
    Рис. 6.6. Так, например, может выглядеть единственный трехмерный стандартный сплайн Helix Такие кривые, как правило, используются в качестве вспомогательных объектов, например, при построении тел...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Приемы рисования сплайна-спирали совершенно аналогичны тем, какие используются при построении трехмерного примитива-конуса с усеченным верхним основанием....
    Рисование сплайнов типа Line
    Рисование сплайнов типа Line Линии можно рисовать или с помощью мыши, или путем ввода с клавиатуры координат каждой очередной вершины. Способ клавиатурного ввода, однако, слишком утомителен, поэто...
    Рис. 6.7. Свиток Creation Method...
    Рис. 6.7. Свиток Creation Method сплайна-линии позволяет настраивать типы вершин сплайна, создаваемых при рисовании с помощью мыши Потренируйтесь в рисовании сплайнов-линий, чтобы почувствовать, к...
    Создание сплайна типа Text
    Создание сплайна типа Text Инструмент Text (Текст) позволяет создавать формы в виде строк текста. При этом каждый текстовый символ представляет собой один или несколько сплайнов (как, например, в...
    Рис. 6.8. Свиток Parameters сплайна Text
    Рис. 6.8. Свиток Parameters сплайна Text 3. Задайте вариант начертания символов, щелкнув на кнопке I (Italic — Курсив) или U (Underlined — Подчеркнутый) под списком шрифтов. Если вам требуется шри...
    СОВЕТ
    СОВЕТ Очень важно то, что текст после его создания можно редактировать не только как набор кривых, но именно как текст. Для этого достаточно выделить форму-текст, переключиться на командную панель...
    Упражнение 1. Создаем вывеску для «МАХ-кафе»
    Упражнение 1. Создаем вывеску для «МАХ-кафе» Воспользуемся только что полученными знаниями и создадим для нашего проекта МАХ-кафе вывеску в виде строки сплайна-текста. Итак, повторяйте: 1. Запусти...
    Рис. 6.9. На фасаде здания МАХ-кафе...
    Рис. 6.9 . На фасаде здания МАХ-кафе появилась вывеска, которую в дальнейшем мы заставим сиять как неоновую рекламу 7. Сохраните файл сцены....
    Первое знакомство со средствами редактирования
    Первое знакомство со средствами редактирования Не знаю, как вам, а мне практически никогда не удается сразу нарисовать кривую требуемой формы. Думаю, не ошибусь, если предположу, что и у вас, особ...
    Редактирование формы сплайнов на уровне вершин
    Редактирование формы сплайнов на уровне вершин Для редактирования формы сплайнов на уровне вершин выполняйте следующие действия: 1. Выделите сплайн и перейдите на командную панель Modify (Изменить...
    Рис. 6.10. Развернуто дерево подобъектов...
    Рис. 6.10. Развернуто дерево подобъектов модификатора Edit Spline 4. Для перемещения одной или нескольких вершин выделите их и перемещайте как любой другой объект сцены — с помощью инструмента Sel...
    Рис. 6.11. Четвертное меню вершин сплайна
    Рис. 6.11. Четвертное меню вершин сплайна 6. Для настройки формы сегментов, примыкающих к вершинам типа Bezier (Безье) или Bezier Corner (Безье с изломом), выделите одну из таких вершин. В окнах п...
    Рис. 6.12. Перемещение маркера...
    Рис. 6.12. Перемещение маркера касательного вектора вокруг вершины изменяет угол ориентации примыкающих к вершине сегментов; слева — до правки, справа — после правки 7. Для изменения кривизны сегм...
    Рис. 6.13. Изменение расстояния...
    Рис. 6.13. Изменение расстояния от маркера до вершины меняет кривизну примыкающих к вершине сегментов; слева — до правки, справа — после правки 8. При необходимости можно обеспечить синхронное пер...
    Рис. 6.14. Блокировкой перемещения...
    Рис. 6.14. Блокировкой перемещения маркеров управляет флажок Lock Handles 9. На рис. 6.15 показано для примера, как при установке переключателя Alike (Подобные) перемещение маркера касательного ве...
    Рис. 6.15. Синхронно перемещаются...
    Рис. 6.15. Синхронно перемещаются только маркеры подобных (в данном случае исходящих) касательных векторов выделенных вершин; слева — до правки, справа — после правки...
    Рис. 6.16. Синхронно перемещаются...
    Рис. 6.16. Синхронно перемещаются все маркеры касательных векторов выделенных вершин; слева — до правки, справа — после правки...
    Рисование NURBS-кривых
    Рисование NURBS-кривых Как и в случае со сплайнами, перед началом рисования разберемся, какие бывают NURBS-кривые и из чего они состоят....
    Типы и составные части NURBS-кривых
    Типы и составные части NURBS-кривых Различают два типа NURBS-кривых: точечная кривая {point curve) проходит через все опорные точки, заданные на • плоскости; CV-кривая (CV curve) плавно изгибается...
    Приемы рисования NURBS-кривых
    Приемы рисования NURBS-кривых С технической точки зрения рисовать NURBS-кривые проще, чем сплайны-линии. Никаких специальных мер для определения кривизны линий принимать не требуется: знай себе ще...
    Рис. 6.17. Процесс рисования NURBS-кривых...
    Рис. 6.17. Процесс рисования NURBS-кривых точечного типа (слева) и типа CV (справа) 4. Как видно из рис. 6.17, справа, кривая типа CV как бы притягивается к управляющим точкам. Степень притяжения...
    Рис. 6.18. Примеры использования...
    Рис. 6.18. Примеры использования сдвоенных точек в точечных NURBS-кривых слева), а также двойных и тройных управляющих вершин в кривых типа CV (справа) 5. Для создания (NURBS-кривой любого типа в...
    Упражнение 2. Рисуем NURBS-кривую в форме финск
    Упражнение 2. Рисуем NURBS-кривую в форме финск Для практической отработки навыков рисования NURBS-кривых в трехмерном пространстве попробуйте нарисовать кривую типа CV, напоминающую по форме финс...
    Рис. 6.19. Пример NURBS-кривой...
    Рис. 6.19. Пример NURBS-кривой, расположенной в трехмерном пространстве Итак, выполните следующие действия: 1. Перезагрузите программу и сохраните новый пустой файл под именем Finskie sani.max. 2....
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ При построении рассматриваемой далее кривой учтен тот факт, что в каком бы из окон проекций ни строилась кривая, ее управляющие вершины всегда помещаются на координатной плоскости этого...
    Рис. 6.20. Первые пять вершин...
    Рис. 6.20. Первые пять вершин NURBS-кривой создаются в окне проекции Front 4. Вершину 6 требуется разместить в плоскости, перпендикулярной текущей. Переместите курсор в окно проекции Left (Вид сле...
    Рис. 6.21. Рисование продолжаетсяв окне проекции Left
    Рис. 6.21. Рисование продолжаетсяв окне проекции Left 5. Чтобы построить вершину 8, переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху). Вершины 3 и 8 должны лежать в одной плоскости. Это достигае...
    Рис. 6.22. Вершину 9 необходимо...
    Рис. 6.22. Вершину 9 необходимо поднять над плоскостью окна проекции Front 7. Нажмите и удерживайте клавишу Ctrl. Щелкните кнопкой мыши, отпустите клавишу Ctrl и перемещайте курсор в окне проекции...
    Рис. 6.23. Смещение вершины 9...
    Рис. 6.23. Смещение вершины 9 перпендикулярно плоскости текущего окна проекции в других окнах изображается красной пунктирной линией 8. Для перемещения вершины перпендикулярно координатной плоскос...
    Простейшее редактирование формы NURBS-кривых
    Простейшее редактирование формы NURBS-кривых В простейшем случае редактирование формы точечных NURBS-кривых выполняется путем перемещения точек, а кривых типа CV — за счет перемещения или изменени...
    Рис. 6.24. Тела, построенные методом...
    Рис. 6.24. Тела, построенные методом вращения одной и той же формы-профиля (показана белым цветом) относительно левого края (а), центра (б) и правого края (в) габаритного контейнера формы 5. Если...
    Рис. 6.25. Тело, полученное при...
    Рис. 6.25. Тело, полученное при вращении замкнутой формы-профиля на угол менее 360, может не иметь (а) или иметь (б) поверхности на боковых торцах сектора 6. Укажите тип поверхности тела вращения,...
    Простейшее редактирование формы тела вращения
    Простейшее редактирование формы тела вращения Кривая, показанная на рис. 6.1, рассчитана на создание методом вращения тела наподобие плафона керосиновой лампы. Как видно из рис. 6.24, ни одно из т...
    Рис. 6.26. Слева — исходный вид...
    Рис. 6.26. Слева — исходный вид тела вращения, справа — оно же после перемещения оси вращения...
    Упражнение 3. Создаем тарелку и бокал
    Упражнение 3. Создаем тарелку и бокал Для сервировки столов в проекте МАХ-кафе нам понадобится кое-какая посуда. Сейчас, используя модификатор вращения, мы создадим тарелку и бокал. Повторяйте за...
    Рис. 6.27. Сплайн профиля тарелки...
    Рис. 6.27. Сплайн профиля тарелки (вершины пронумерованы для удобства ссылок в тексте) 5. Щелкните на квадратике со знаком плюс слева от наименования типа объекта Line (Линия) в окне стека модифик...
    Рис. 6.28. Правильное положение...
    Рис. 6.28. Правильное положение маркеров касательных векторов вершин 4 и 6 6. Закончив редактирование формы профиля, выключите режим выделения подобъектов, щелкнув на строке Line (Линия) в окне ст...
    Рис. 6.29. Тарелка, созданная методом вращения профиля
    Рис. 6.29. Тарелка, созданная методом вращения профиля 7. Начните новую сцену max 7.5, чтобы сохранить сделанные системные настройки. С этой целью выберите команду главного меню File New (Файл Соз...
    Рис. 6.30. Сплайн профиля бокала...
    Рис. 6.30. Сплайн профиля бокала (вершины пронумерованы для удобства ссылок в тексте) 9. Откорректируйте форму профиля, перемещая маркеры касательных векторов вершин Bezier (Безье) и Bezier Corner...
    Упражнение 4. Создаем плафон светильника в виде
    Упражнение 4. Создаем плафон светильника в виде Рассмотрим теперь особенности создания тел вращения на основе профиля в виде NURBS-кривой с помощью инструмента Create Lathe Surface (Создать поверх...
    Рис. 6.31. Бокал для вина, созданный...
    Рис. 6.31. Бокал для вина, созданный методом вращения профиля 2. С помощью инструмента Pan (Прокрутка) переместите начало координат в окне проекции Front (Вид спереди) к середине нижней кромки окн...
    Рис. 6.32. Профиль плафона лампы...
    Рис. 6.32. Профиль плафона лампы в виде точечной NURBS-кривой 5....
    Рис. 6.33. Палитра инструментов...
    Рис. 6.33. Палитра инструментов для работы с NURBS-поверхностями 6. Переместите курсор, который примет вид значка на кнопке инструмента, в окно проекции Front (Вид спереди) и установите его на про...
    Рис. 6.34. Исходная форма плафона...
    Рис. 6.34. Исходная форма плафона в виде NURBS-тела вращения (слева); она же после коррекции положения кривой (справа) 8. Назовите объект Plafon и сохраните его в файле под уже заданным именем Lam...
    Рис. 6.35. Трехмерная модель шахмат...
    Рис. 6.35. Трехмерная модель шахмат — хороший пример для отработки методов моделирования, а впоследствии и анимации Из тридцати двух фигур уникальными являются только шесть: король, ферзь, слон, к...
    Рис. 6.36. Пешка, ладья, слон...
    Рис. 6.36. Пешка, ладья, слон, ферзь и король {слева) с точки зрения ЗD-графики являются асесимметричными телами, а потому для их создания хорошо подходит метод вращения профилей {справа)...
    Учимся применять метод выдавливания профиля
    Учимся применять метод выдавливания профиля Опыт, приобретенный вами в процессе постижения премудростей создания тел вращения, вполне пригодится при освоении навыков формирования трехмерных тел ме...
    Создание тела экструзии с помощью модификатора
    Создание тела экструзии с помощью модификатора Чтобы построить трехмерное тело с помощью модификатора выдавливания, выполните следующие действия: 1. Создайте одну или несколько двумерных форм и вы...
    Рис. 6.37. Двумерная форма-текст...
    Рис. 6.37. Двумерная форма-текст подготовлена для применения модификатора выдавливания 2. Задайте глубину (высоту) тела экструзии в счетчике Amount (Величина), наблюдая за тем, как вырастает тело...
    Рис. 6.38. Трехмерная строка текста...
    Рис. 6.38. Трехмерная строка текста, созданная с помощью модификатора выдавливания 3. В разделе Capping (Накрытие) укажите, должно ли тело экструзии иметь нижнее и верхнее основания, установив фла...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ Кривые, имеющие самопересечения, наподобие показанной на рис. 6.39, допускают выдавливание, но торцы полученного тела экструзии не будут накрыты крышками даже при установленных флажках C...
    Рис. 6.39. Самопересекающаяся...
    Рис. 6.39. Самопересекающаяся кривая в виде положенной на бок восьмерки или знака бесконечности (слева) допускает выдавливание, но полученное тело всегда будет иметь открытые основания(справа)...
    Создание NURBS-тела экструзии
    Создание NURBS-тела экструзии Для создания тела экструзии по профилю в виде NURBS-кривой средствами модификации NURBS-объсктов выполните следующие действия: 1. Нарисуйте профиль сечения, используя...
    Рис. 6.40. Опора настенного светильника в форме щита
    Рис. 6.40. Опора настенного светильника в форме щита Заодно в этом упражнении мы освоим методы зеркального копирования сплайнов и объединения двух сплайнов в один. Чтобы построить опору светильник...
    Рис. 6.41. Сплайн, представляющий...
    Рис. 6.41. Сплайн, представляющий собой зеркальную половину профиля сечения щита 5. Достройте вторую зеркальную половину профиля. Для этого в окне стека модификаторов командной панели Modify (Изме...
    Рис. 6.42. Зеркальная копия половины...
    Рис. 6.42. Зеркальная копия половины профиля сечения щита слита с оригиналом 6. Убедитесь, что сплайн выделен, и примените к нему модификатор Bevel (Скос). Чтобы выбрать данный модификатор, раскро...
    Рис. 6.43. Свиток Bevel Values модификатора Bevel
    Рис. 6.43. Свиток Bevel Values модификатора Bevel 7. Чтобы получить точно такой щит, какой показан выше на рис. 6.40, остается только закруглить линии, образующие боковую поверхность тела. Для это...
    Рис. 6.44. Сечение тела экструзии...
    Рис. 6.44. Сечение тела экструзии с фаской в окне проекции Тор 8. Снова сделайте видимым объект Plafon, щелкнув на кнопке Unhide All (Сделать видимыми все) командной панели Display (Дисплей). Пере...
    Упражнение 6. Усовершенствуем стол
    Упражнение 6. Усовершенствуем стол Закрепите навыки построения тел экструзии, внеся некоторые усовершенствования в форму столешницы ранее подготовленного в главе 5 стола, ведь мебель нашего МАХ-ка...
    Рис. 6.45. Новые вершины сплайна...
    Рис. 6.45. Новые вершины сплайна перемещены на края старой столешницы 5. Выделите все четыре угловые вершины сплайна, щелкните на любой из них правой кнопкой мыши и выберите в разделе tools1 (инст...
    Рис. 6.46. Синхронное редактирование...
    Рис. 6.46. Синхронное редактирование маркеров касательных векторов всех четырех вершин обеспечивает получение требуемой формы столешницы 6. Выключите режим выделения подобъектов, щелкнув на строке...
    Рис. 6.47. Стол с новой столешницей выглядит более стильно
    Рис. 6.47. Стол с новой столешницей выглядит более стильно...
    Упражнение 7. Создаем кресло
    Упражнение 7. Создаем кресло В заключительном упражнении этой главы используем опыт построения тел экструзии для создания одного из главных элементов интерьера нашего МАХ-кафе — кресла. Для этого...
    Рис. 6.48. Двумерная форма-профиль...
    Рис. 6.48. Двумерная форма-профиль боковины кресла (вершины пронумерованы для удобства ссылок)...
    ЗАМЕЧАНИЕ
    ЗАМЕЧАНИЕ При рисовании завитка кривой профиля подлокотника в районе вершины № 5 легко допустить случайное самопересечение линии. Если такое произойдет, то, как я уже говорил, после выдавливания к...
    Рис. 6.49. Перекладины помещены между боковинами кресла
    Рис. 6.49. Перекладины помещены между боковинами кресла 7. Создайте сиденье в виде параллелепипеда с фаской. Выберите инструмент ChamferBox (Параллелепипед с фаской) и постройте этот улучшенный пр...
    Рис. 6.50. Сиденье слегка выступает над перекладинами кресла
    Рис. 6.50. Сиденье слегка выступает над перекладинами кресла 8. Займемся спинкой кресла. Разверните окно проекции Left (Вид слева) и нарисуйте сплайн-профиль спинки, подобный показанному на рис. 6...
    Рис. 6.51. Спинка кресла может иметь примерно такую форму
    Рис. 6.51. Спинка кресла может иметь примерно такую форму 9. Создайте последнюю деталь кресла — подушку спинки. С помощью инструмента ChamferBox (Параллелепипед с фаской) постройте этот примитив в...
    Рис. 6.52. Спинке и подушке придана...
    Рис. 6.52. Спинке и подушке придана вогнутая форма с помощью модификатора Bend 11. Теперь поместите спинку вместе с подушкой на нужное место. Для этого выделите оба объекта в окне проекции Front (...
    Рис. 6.53. Окончательный вид кресла
    Рис. 6.53. Окончательный вид кресла 12. Сохраните созданный объект в файле (имя файла, как вы помните, уже было задано в начале упражнения). Не устаю повторять, что именовать файл в начале, а не в...
    Подведем некоторые итоги
    Подведем некоторые итоги Надеюсь, вы уже привыкли к тому, что насыщенность материала глав нарастает. Думаю, вы и сами удивитесь, попытавшись осмыслить, сколько много новых знаний и навыков приобре...









Начало